Реставрация зубов нижней челюсти.

Бурное развитие стоматологии, в последние годы, не заметно привело к тому, что реставрация зубов из разряда чего-то особенного, можно сказать экзотического, не заметно перешла в ранг обычной, ежедневной манипуляции. Данную манипуляцию выполняют тысячи стоматологов, как в России, так и за рубежом, при этом гордо называя себя «художниками-реставраторами», а свою работу не иначе как «художественная реставрация». Хорошо это или плохо ответить на это однозначно нельзя. С одной стороны хорошо, что неуклонно развивается спектр услуг на стоматологическом рынке, стимулируя этим развитие стоматологической индустрии, что в свою очередь влечёт за собой появление новых материалов и технологий, а наиболее требовательные пациенты могут получить, то о чем раньше и мечтать не могли — красивые зубы. С другой стороны необходимо отметить, что само понятие «художественная реставрация» обязывает к очень многому, и соответственно, чтобы называть себя «художником реставратором», а тем более  свою работу «художественной реставрацией» необходимо не только уметь  создавать  похожую анатомическую форму зубов,  но и обладать врожденным художественным даром, видеть реставрируемый зуб в объеме, то есть быть немного скульптором, уметь воспринимать цветовую гамму реставрации не только самого зуба, но и привязывать будущую реставрацию к месту расположения и тканям окружающим его. Много ли людей способных на это. Поверти, нет. Достаточно сказать, что только около 7% людей обладают трехмерным зрением, и еще меньше художественным даром, о чем говорят конкурсы в художественные училища, где из 100 конкурсантов, считающих себя одаренными художественными данными, проходит конкурс всего один, при этом это еще не гарантия, что он станет хорошим художником. Откуда же тогда столько художников реставраторов в стоматологии, которые не только не могут в таком количестве быть одаренными, но и даже не представляют азов эскиза, лепки, построения рисунка и композиции, более того многие из них не хотят это представлять. А если сюда добавить и необходимость глубоких познаний анатомии зуба и его физических свойств, знание материалов и их особенностей, умение пользоваться техникой смешивания материалов, как красками художник, то стоматологов обладающих навыками и данными для художественной реставрации можно пересчитать по пальцам. Тогда возникает вопрос, что же делать остальным, может вообще не заниматься реставрацией зубов и ограничиться только установкой  пломб. Нет, реставрация нужна, но только нужно быть скромней не только в оценке своих профессиональных способностях, но и в оценке конечного результата, и оценивать его хотя бы просто, как реставрация зубов. Вообще мне кажется, давно возникла необходимость реставрацию зубов сделать отдельной дисциплиной, а специалистов занимающихся реставрацией зубов, отбирать на конкурсной основе, при этом обязать проходить дополнительный цикл по определенной обучающей программе, с обязательной сдачей экзамена после его окончания и получением «допуска» на право заниматься реставрацией зубов. Только такие меры помогут поднять престиж специалистов занимающихся данным видом работы, привести к новому значительно более качественному этапу в развитии реставрации зубов, а пациентов оградить от «горе реставраторов».

В данной статье мы не будем больше касаться проблем и общих вопросов по реставрации зубов, а на классическом примере поделимся приобретенными навыками и наработками проведения реставрации зубов.

Клинический пример.

Реставрация фронтальных зубов нижней челюсти.

Приводимый клинический случай является классическим примером, когда данная клиническая картина возникает при нежелании или не возможности пациента длительное время, по различным причинам, обращаться за квалифицированной стоматологической помощью.

Исходная ситуация перед процедурой реставрации (фото 1, 2):

Вторичное частичное отсутствие зубов верхней и нижней челюстей,  дефект твердых тканей коронковой части зубов нижней челюсти 3.4, 3.3, 3.2, 3.1, 4.4, 4.3, 4.2, 4.1.

  1. Целостность зубного ряда верхней челюсти восстановлена металлокерамическими мостовидными протезами с опорой на 1.7, 1.4, 1.3, 1.1, 2.1, 2.3, 2,5, 2.6 зубы.
  2. Целостность зубного ряда нижней челюсти восстановлена временными мостовидными протезами с опорой на 3.5, 3.7, 4.5, 4.7 зубы. Временные мостовидные протезы изготовлены  из материала Luxatemp Automix не содержащего метилметакрилата.
  3. 3.4, 3.3, 3.2, 3.1, 4.4, 4.3, 4.2, 4.1 зубы — витальны, имеют дефицит твердых тканей коронковой части от 20% до 50%, в пришеечной области и по режущему краю имеются пигментированные участки различной степени окрашивания.
  4. На  вестибулярных, язычных и боковых поверхностях 3.4, 3.3, 3.2, 3.1, 4.4, 4.3, 4.2, 4.1 зубов имеются не значительные, плотные, серого цвета зубные отложения.

Исходная ситуация перед процедурой реставрации.

План построения реставрации:

  • Обследование пациента, постановка диагноза, составление плана лечения.
  • Проведение обезболивания.
  • Профессиональная чистка зубов.
  • Планирование построения реставрации и выбор оттенка композитного материала.
  • Изоляция рабочего поля и ретракция мягких тканей.
  • Препарирование.
  • Медикаментозная обработка.
  • Реставрация зубов согласно плану построения реставрации и выбору оттенка композитного материала.
  • Обработка поверхности реставрации, шлифовка, полировка и нанесение защитного слоя.
  • Рекомендации пациенту, диспансерное наблюдение, проведение общих и местных профилактических мероприятий.

План реконструкции:

  • Форма — провести реконструкцию зубного ряда в соответствии с соотношениями золотой пропорции;
  • Препарирование твердых тканей коронковой части зубов провести инвазивным методом;
  • Цвет-А2 по шкале VITA;
  • Прозрачность — зубы повышенной прозрачности, с усилением эффекта у режущего края;
  • Рельефные особенности реставрируемых зубов — гладкая поверхность, перикиматы и валики не выражены.
  • План реконструкции составлен в полном соответствии с металлокерамическими реставрациями на верхней челюсти.

Последовательное выполнение реконструкции:

  • 1 этап — реставрация 4.4, 4.3 зубов,
  • 2 этап — реставрация 4.2, 4.1 зубов,
  • 3 этап — реставрация 3.1, 3.2 зубов,
  • 4 этап — реставрация 3.3, 3.4 зубов.

После проведенных подготовительных этапов, сопутствующих любой реставрации — обследование пациента, постановка диагноза, составление плана лечения, обезболивание, профессиональной чистки зубов, переходим непосредственно к основным этапам реставрации. Последовательно проводим медикаментозную обработку полости рта, ретракцию десны в области зубов попадающих в зону реставрации осуществляем с использованием вязаной ретракционной нити Ultrapak (Ultradent).

Этап препарирования пигментированных участков зубов.

Препарирование зубов проводим последовательно, одномоментно, придерживаясь свободного дизайна препарируемых полостей и поверхностей, инвазионным методом, учитывая при этом физические свойства реставрационного материала: адгезию, светопроницаемость,хроматичность, опалесценцию, эффект опалесценции. Необходимо помнить, что для проведения качественной реставрации и максимального проявления физических свойств реставрационного материала заявленных в аннотации,    необходим слой реставрации не менее двух мм, это позволит в дальнейшем перекрыть границы перехода тканей зуба в реставрационный материал и не создаст дополнительных сложностей при формировании прозрачных участков на зубах и эффекта опалесценции. Необходимо также напомнить, что препарирование пришеечных зон проводится наиболее щадяще, в связи с близостью пульпы, а также отсутствием необходимости создания глубины прозрачного слоя, так как он на естественных зубах слабо выражен или чаще всего отсутствует. Зона режущего края препарируется согласно интенсивности прозрачного слоя, а также с учетом его формы и глубины перехода на боковые поверхности. Необходимо также помнить, что препарирование необходимо проводить по всей поверхности реставрируемого зуба в пределах границ видимости. При этом по границе препарируемой поверхности, создается скос в пределах толщины эмали, который позволит добиться эффекта монолитности и избежать просвечивающего контура после окончания реставрации (фото 3, 4).

Препарирование проводится крупнозернистыми борами различной формы, при обильном орошении, которое, в сочетании с дезинфекционными растворами, оказывает не только эффект охлаждения но и дезинфицирует полость рта. Крупное зерно на поверхности зуба создает неровности, в виде царапин и борозд, которые являются дополнительными ретенционными пунктами, усиливая адгезию реставрационного материала к поверхности зуба. Выбор боров специалистом сводится к личной симпатии к производителю, а также к индивидуальным особенностям препарирования и методике препарирования. Мы отдаем предпочтение борам компания UnidentВ каталоге компании Unident представлено более 300 типоразмеров  и 4 варианта зернистости, крупная (125-150 мкм) — зеленая маркировка, средняя (106-125 мкм) — синяя маркировка, мелкая (53-63 мкм) — красная маркировка, экстрамелкая (20-30 мкм) — желтая маркировка. Для удобства, компания Unident, представляет ряд наборов для терапевтической стоматологии, которые в полном объеме покрывают потребность самых требовательных специалистов.

 После окончания препарирования необходимо внимательно провести ревизию подготовленных зубов к реставрации, убедиться, что иссечены все пигментированные участки дентина и эмали, а также соизмерить степень препарирования при создании ретенционных пунктов, с адгезивными возможностями предстоящей реставрации, и только после этого приступать к следующему этапу реставрации.

 

Фото 3, 4. Вид зубов после препарирования.
После этапа препарирования и повторного орошения полости рта дезинфицирующим раствором, проводим цветовую диагностику, которая предполагает выполнение следующих действий:
  • определение основного оттенка зуба и его «насыщенности»;
  • оценка индивидуальных цветовых особенностей: определение оттенка шейки зуба, режущего края, контактных поверхностей;
  • определение топографии прозрачных участков;
  • оценка индивидуальных особенностей морфологического строения поверхности эмали, влияющих на процессы отражения и преломления света;
  •  выбор методики наложения реставрационного материала на ткани зуба.
Все действия по проведению цветовой диагностики проводим с учетом особенностей керамической реставрации зубов верхней челюсти, а также подбираем реставрационный материал оптимально подходящий по своим физическим свойствам к металлокерамическим зубам верхней челюсти. Необходимо также выбрать технику наложения реставрационного материала на ткани зуба, чтобы добиться максимально сходства зубов верхней и нижней челюстей, реконструкция которых выполнена совершенно разными материалами. Опираясь на свой опыт в выборе реставрационного материала, а также опыт коллег, в похожих клинических ситуациях, остановим свой выбор на композитном материале Charisma Opal (Heraeus). Важно отметить, что универсальный микрогибридный светоотверждаемый композитный материал на основе усовершенствованного субмикронного наполнителя Microglass Charisma Opal (Heraeus), имеет улучшенные прочностные характеристики, хорошо полируется, цветоустойчив. В сочетании с высокой эстетичностью, естественной флуоресценцией и натуральной опалесценцией, данный материал обладает превосходными манипуляционными свойствами, имеет «скульптурную» консистенцию. Очень важным моментом, при работе с композитным материалом Charisma Opal (Heraeus) является наличие специальных шаблонов в наборе изготовленных вручную из того же материала. Они состоят из опакового и эмалевого оттенков. Данные шаблоны после полировки, а полировку необходимо проводить той же пастой, что и основную реставрацию, приобретают вид законченной реставрации. Это позволяет, особенно в нашем клиническом случае, произвести сравнение зубов керамических, с реставрацией еще до ее начала на зубах, а это поможет избежать ошибки в определении оттенка зуба. Необходимо учитывать, что естественный зуб, как биологическая система имеет различные оттенки и степень прозрачности от шейки зуба до режущего края, при этом зуб имеет проникающую прозрачность, что придает в целом композиции зуба плавные переходы на границе слоев, и не создаёт контуров. Искусственные зубы из металлокерамики частично не имеют проникающей прозрачности, так как большая часть фарфоровой облицовки, проецируется на каркас, что приводит к не равномерному прохождению лучей света, часть из которых, отражаясь от поверхности каркаса, создает выраженный контур, особенно заметный в области режущего края. Поэтому, чтобы уменьшить эффект «контура», на поверхности металлокерамических реставрациях создается идеальный глянец, который отражая часть лучей света с поверхности, уменьшает интенсивность света проходящего через коронку, что способствует частичному сглаживанию контура внутри искусственной коронки. Все эти особенности, необходимо учитывать при выборе метода и последовательности нанесения реставрационного материала на зубы. Металлокерамическая реставрация на верхней челюсти выполнена массой EX-3, Noritake (Япония), цвет-А2  по шкале VITA. Нами выбран основной цвет 3А в пришеечной области,  с переходом от экватора на 2А и прозрачный слой в области режущего края и мезиальных поверхностях (фото 5). 

 

 

Фото 5. Цвет — А 2  по шкале VITA. Фото 6. Тотального протравливания поверхностей попадающих в зону реставрации 4.4, 4.3 зубов.
Для большего сходства с искусственными зубами используем технику смешивания цветов на поверхности реставрируемого зуба, с последующим наложением на всю поверхность прозрачного материала, который понизит насыщенность основного реставрационного материала на один тон, азубы приобретут большую прозрачность и меньшую желтизну. А распределение прозрачного материала  от режущего края приведет к уменьшению его толщины в пришеечной зоне, а следовательно усилит насыщенность цвета, что придаст зубу неоднородность, а разная толщина усилить эффект  объёмности. Приступая непосредственно к реставрации необходимо отметить, что реставрация проводится без использования кофердама, это позволит на протяжении всей реставрации контролировать и сравнивать с верхними зубами цвет, насыщенность и структуру реставрации при технике смешивания материала. При этом одномоментно будет проводиться  реставрация на двух соседних зубах, которые наиболее похожи по цвету. Реставрацию начинаем на 4.4, 4.3 зубах, с тотального протравливания поверхностей попадающих в зону реставрации. Для этого используем протравливающий гель на основе 35% фосфорной кислоты Ultra-Etch (Ultradent), который является  оптимальным протравочным гелем для техники тотального протравливания, при этом самолимитирует глубину протравливания (фото 6).
Протравливание проводим в течение 20 секунд (эмаль 15 секунд, дентин 20 секунд), после чего промываем водой и сушим струей воздуха. После кондиционирования поверхностей, приступает к нанесению адгезива. Для этого в данной работе используем нанонаполненный адгезив V поколения Gluma 2Bond (Heraeus), с надежной адгезией и свойством устранения гиперестезии. Данный адгезив может применяться со всеми современными композитными материалами. Адгезив наносится аппликатором одним слоем, и выдерживается на поверхности 15 секунд, затем высушивается воздухом до состояния «глянцевой» поверхности, после чего полимеризуется в течение 20 секунд. Перед тем как преступить к реставрации основным реставрационным материалом Charisma Opal необходимо создать зону адаптивного слоя в пришеечную область, а также прикрыть текучим композитом все дефекты тканей зубов в виде микротрещин и зазубрин, которые не попали в зону препарирования. Мы для этого используем текучий микрогибридный светоотверждаемый композитный материал на основе усовершенствованного субмикронного наполнителя Microglass-Charisma Opal Flow (Heraeus), который эдентичен по характеристикам с основным реставрационным  материалом, при этом, один из немногих в своем классе, хорошо полируется и обладает стойким эффектом «сухого» блеска (фото 7). Текучий композит используем А3, и проводим световую полимеризацию в течении 20 секунд, после чего начинаем реставрацию основным материалом, при этом повторное нанесение адгезива не требуется, так как при полимеризации на поверхности текучего композита образуется слой ингибированный кислородом, который способствует хорошей адгезии с основным слоем. Основной реставрационный материал Charisma Opal цвет А3, начинаем наносить с пришеечной зоны по направлению к экватору зуба, где начинаем добовлять цвет А2, в небольшом количестве, постепенно насыщая основную реставрацию композитом А2 к режещему краю (фото 8).

 
 

Фото 7. Коррекция реставрационных поверхностей 4.4, 4.3 зубов  текучим композитом Charisma Opal Flow (Heraeus). Фото 8. Основной реставрационный материал Charisma Opal цвет А3, начинаем наносить с пришеечной зоны по направлению к экватору зуба.
Наибольшая толщина основного слоя реставрации в области экватора, наименьшая в прошеечной зоне, при этом основной материал не доходит до режущего края на 1мл, край которого укладывается с учетом формы прозрачности. Необходимо помнить, что повторного нанесения адгезива не требуется, только когда реставрация проводится последовательно порция за порцией, без механической обработки поверхности реставрации. В остальных случаях требуется повторное нанесение адгезива. Повторное нанесение адгезива не только увеличивает время рестоврации, но и создает эффект послойности, который ухудшает прочность реставрации, при этом нарушается равномерное прохождение света через реставрацию, что в свою очередь ухудьшает эстетику реставрированного зуба. Следующим этапом является наложение прозрачного слоя по всей поверхности реставрации, при этом наложение и распределение проводим в обратном направлении, то есть от режущего края к шейке зуба (фото 9, 10). 

 

Фото 9, 10. Нанесение прозрачного слоя 3.3 зуб.
Необходимо добавить, что последовательное выполнение рестоврации одинаково на всех зубах, при этом в зависимости от формы зуба, степени прозрачности и ее рисунка, а также интенсивности цвета каждый зуб реставрируются с небольшим изменениями, как по технике смешивания так и по толщине слоев реставрации. Каждый слой реставрационного материала полимеризуется согласно техническим требованиям, указанных в анатации. Чем больше опыт по проведению даного вида реставрации, тем больше вариантов разнообразить ее, сделать каждый зуб по особому, придать реставрации натуральный вид, а не пытаться воспроизвести ровный честокол зубов. Наиболее нагрядно можно проследить как меняет реставрацию нанесение прозрачного материала на на центральных резцах, и на сколько реставрированные зубы приобретают естественый вид (фото 11, 12). 

 

Фото 11. 3.1 зуб в процессе нанесения прозрачного слоя реставрации, 3.2 -без прозрачного слоя. Фото 12. 3.3 зуб в процессе нанесения прозрачного слоя реставрации.
Последовательно проводя реставрацию зубов необходимо помниль, что после ее завершения реставрация должна представлять собой целостное построение, которое еще до обработки и полировки, должно хорошо гармонировать в полости рта, не выделяться на фоне остальных зубов и тканей окружающих реставрацию (фото 13). При этом каждый зуб должен иметь правильную анатомическую форму, не сливаься с общей «массой» зубов, быть выраженным и индивидуальным.

 

Фото 13. Вид зубов после окончания реставрации, перед шлифовкой и полировкой.Фото 14. На реставрируемых зубах хорошо видна суспензия, белого цвета, образовавшаяся в процессе шлифовки.
Если возникает необходимость, то на данном этапе работы устраняются все недочеты и дефекты возникшие по ходу реставрации, например микропоры и зазубрины, которые не попадают в зону пришлифовки и порлировки. После чего последовательно проводим окончательное засвецивание каждой экспозиции с вестибулярной и оральной сторон, по 20 секунд, режим «глубокой полимеризации».
Переходя к этапу шлифовки необходимо отметить, что она должна быть минемальной, так как форма и размеры зубов необходимо до максимума приблежать в процесе наложения и моделирования реставрации слоями композитного материала. При шлифовке снимаются наплывы, рельефность с поверхности реставрации, которая возникает при перемешивании и уплотнении материала, обрабатываютя опроксимальные поверхности, проводят  корекцию прикуса. Шлифовку проводим борами компания Unident, с алмазным напылением, различной формы — средней и мелкой зернистости. Шлифофка проводится на средних и малых оборотах, при этом обязательно обильное водное орошение. При контакте композитной пыли с водой, образуется суспензия, которая имеет свойства мелкодисперстного абразива, смягчая эффект шлифовки, при этом происходит сглаживанние шероховатостей и микротрещин, в «мертвых зонах», не доступных для рабочей поверхности бора, придавая реставрируемой поверхности неповторимый микрорельеф (фото 14).
Пришлифовку контактных поверхностей проводим под контролем артикуляционной бумаги Bausch, по общепринятой методики (фото 15).

 

Фото 15. Хорошо видны участки  пришлифовки отмеченные контактом с антагонистов артикуляционной бумагой. Фото16. Для полировки реставрации используем набор полировочных головок и абразивных щеточек   Jiffy Polishing Kit (Ultradent).
В даном случае пришлифовку проводим с учетом создация четкого прилегания контактных поверхностей зубов антоганистов, при этом проводимая пришлифовка зубов недолжна нарушать анатомическую форму зубов, а также не изменять общую картину реставрации. Пришлифовка окрашенных участков реставрации проводиться последовательно, слой снятой реставрации не должен превышать 0,1-0,3 мм. Мы рекомендуем проводить пришлифовку зон контакта антагонистов без орошения — «на сухую», что бы избежать размытия границ пришлифовываемых участков выделенных при артикуляции. Контактные поверхности шлифуем с использованием штрипс и флоссов. Работать со штрипсами нужно осторожно, чтобы не повредить десну и не удалить слишком большой слой композита с области контактного пункта. В случаях, когда реставрированные зубы имеют плотные межзубные контакты, лучше шлифовку проводить с использованием межзубных клиньев, которые помогут не столько раздвинуть зубы, сколько перераспределить давление на соседние контактные поверхности, тем самым избежать эффекта «защемления» штрипс. После исправления погрешностей и повторной финишной обработки поверхность реставрации полируют пластиковыми или резиновыми головками различной формы и щетками. Для проведения данной манипуляции мы используем набор полировочных головок и абразивных щеточек для полирования композитных реставраций Jiffy Polishing Kit (Ultradent). В набор входят: абразивные, наполненные кремнием резиновые полировочные головки многоразового использования, которые имеют три варианта формы рабочей части: чашеобразная, колесовидная и пламевидная, с постепенным уменьшением абразивности: Coarse ­ Medium ­ Fine. Пластиковые головки в значительно меньшей степени перегревают композит и не вызывают возникновение микротрещин на его поверхности. Дальнейшую полировку проводим специальными щеточками Jiffy Composite Polishing Brushes (Ultradent), каждая ворсинка щеточек Jiffy содержит тысячи полирующих частичек карбида кремния, поэтому не требуется дополнительного применения полировочной пасты. В процессе полирования щеточка генерирует меньше тепла, чем резиновая головка, что позволяет проводить «сухое» полирование без риска ожога пульпы зуба (фото 16).
Окончательную полировку проводим с применением полировочной пасты на основе частиц алмаза Diamond Polish (Ultradent) и полировочной щеточки из козьей шерсти Jiffy Goat Hair Brush (Ultradent). Основной реставрационный материал Charisma Opal, не только хорошо полируется до «сухого блеска», но и способен длительное время сохранять данный эффект. Проводя визуальный контроль выполненной реставрации нельзя не отметить, что при фронтальных панорамах, реставрированные зубы имеют правильную анатомическую форму, соблюдена пропорция, хорошо выражен прозрачный слой, при этом отсутствует внутри реставрации контур, ограничивающий собственные ткани зуба (фото 17, 18). Каждый зуб имеет свои присущие только ему особенности, например 4.3 имеет режущий край с бугром  выполненный дистально, а не как принято медиально, при этом целостная композиция реставрации от этого не страдает и смотрится законченной.

 

Фото 17. Вид реставрированных зубов справа 4.4, 4.3, 4.2,4.1 после полировки.Фото 18. 4.4, 4. 3, 4.2 зубы, крупный план после реставрации. 
Многие реставраторы считают, чт ополировкой реставрация зубов заканчивается, однако, наше твердое мнение, полировка это только прелюдия к окончанию реставрации. Конечно, правильно и тщательно выполненная полировка композитных поверхностей, преображает реставрацию, придает ей лоск. Однако мы считаем, что реставрация может считаться законченной,  только в том случае, когда восстановленные зубы прошли обработку специальными герметиками, для поверхности композитной реставрации. 

 

Фото 19. Нанесение протравливающего геля  Ultra-Etch.Фото 20. Нанесение герметика на поверхность композитной реставрации PermaSeal.
Но прежде чем покрывать реставрацию герметиком, необходимо, отполированные поверхности отреставрированных зубов, подвергнуть протравливанию гелем на основе 35% фосфорной кислоты Ultra-Etch (Ultradent), гель наносим с помощью насадок Blue Micro или Inspiral Brush, которые способствуют точному нанесению препарата (фото 19). Протравливание проводим в течение 20 секунд, после чего промываем водой и сушим струей воздуха. После кондиционирования поверхностей, приступает к нанесению герметика (фото 20).
Для этой цели мы используем, хорошо зарекомендовал себя герметик PermaSeal (Ultradent),являющийся ненаполненной смолой светового отверждения, на основе метакрилата. PermaSealобладает высокой адгезией к композитам и протравленной эмали, обладает высокой текучестью, хорошо проникает в мельчайшие трещины и поры, чем способствует укреплению поверхности реставрации. Применение герметика в пришеечной области позволяет снизить вероятность возникновения послеоперационной чувствительности зуба. Через некоторое время герметик стирается с поверхности зубов, при этом оставаясь только в микротрещинах и порах. Данным герметиком можно покрывать, как вновь выполненные реставрации, так и реставрации выполненные ранее. Наносим герметик с помощью очень удобной в работе канюли-аппликатора «Black Micro FX tip» (Ultradent). Экспозиция каждой стороны зуба проводится светом в течение 20 секунд. После нанесения герметика реставрацию зубов можно считать оконченной (фото 21).

 

Фото 21. Вид зубов после нанесения герметика PermaSeal (Ultradent). Фото 22.  Зубы пациента после окончания реставрации.
После окончания реставрации, можно отметить, что нам удалось добиться практически идеально сходства отреставрированных зубов нижней челюсти материалом Charisma Opаl с верхними металлокерамическими зубами, благодаря правильному выбору материала и техники реставрации. Реставрация зубов пациента выглядит эстетично и естественно, при этом создается впечатление целостности реконструкций зубных рядов без видимых различий структуры материалов, цвета и анатомической формы зубов (фото 22).